Речевое развитие

article43.jpg

Роль остеопатии в речевом развитии детей. 

 

Прежде всего, надо понять, что является физиологической нормой. Для этого стоит вспомнить некоторые данные: в шесть-восемь месяцев ребенок начинает произносить односложные слова, к году их количество составляет уже 10 слов, к 1,5 года – появляются простые предложения, состоящие из двух-трех слов. Если в этот период нарушается правильное последовательное становление речевых функций, то в последующем это приведёт к проблемам в школе, т.к. не формируется гармоничное взаимоотношение, как на уровне речевых центров, так и корковых и подкорковых структур головного мозга, регулирующих высшую нервную деятельность. Иногда можно услышать от родителей: «Не говорит в год, заговорит в полтора; в два не говорит, заговорит в два с половиной или три. До школы времени достаточно…». На самом деле это опасное утверждение. В три говорят действительно практически все, но вопрос состоит не только в качестве произношения звуков с эстетической точки зрения, но и в правильном формировании связей мозговых центров.

Если ребёнок в полтора года не произносит фразовую речь, это является сигналом к действию для родителей, педиатров и неврологов. Физиологические нормы, в том числе и те, о которых написано выше, не являются искусственно созданными. Все сроки возрастного физиологического развития обоснованы с научной точностью. Прежде всего, надо понять, что для того  чтобы ребёнок мог говорить, он должен понимать речь (это называется сенсорным этапом развития речи). Если ребёнок неправильно заговорил, то может быть, он неправильно слышит обращенную речь? На физиологическом уровне понимание и произношение речи – это взаимодействие между лобными и височными отделами головного мозга на корковом уровне, а также с другими отделами лимбической системы на подкорковом уровне.


Рекомендация показать ребёнка остеопату в этот период связана с тем, что задержка речи возникает на уровне мозговых речевых центров. Однако при этом велика вероятность выявления повышенного тонуса языка и/или околоротовой мускулатуры, в результате чего нарушается взаимодействие между речевоспроизводящими структурами. Данное явление может быть обусловлено родовой травмой на уровне шейного отдела позвоночника или асимметрией мышечного тонуса, связанного с неправильным положением костей основания черепа, к которым прикрепляется большое количество мышц – 34. Правильное звукопроизношение зависит и от формы нёба. При вышеописанных проблемах нарушается опора языка о твердое нёбо, поэтому ребёнок не может произнести корректно слова, а также нарушается правильное глотание и дыхание, таким образом можно, объяснить причину возникновения дыхательных и пищеварительных дисфункций у детей.


В приведенных случаях, только логопедическая коррекция и медикаментозная терапия не дадут должного результата. Ожидаемый эффект может дать остеопатическое лечение. Существуют специальные внутриротовые техники, с помощью которых можно нормализовать тонус языка, улучшить форму твердого нёба, а впоследствии и прикуса. В комплексе с этим быстрее и эффективнее идёт логопедическая коррекция. Остеопат, уравновешивая кости основания черепа, верхнюю челюсть, околоротовую мускулатуру может нормализовать физиологию этих зон.


Самое главное – это воздействовать на причину нарушений физиологических функций органов и систем организма человека.
Если у ребёнка возникло заикание, то и в этом случае нужно обратиться к остеопату — проверить подвижность позвонков шейного отдела. Именно в этой ситуации без консультации остеопата не рекомендуется делать логопедический массаж – излишняя стимуляция зон ротовой полости может вызвать усиление беспокойства ребенка, нарушение сна и многое другое. Обычно остеопатическое лечение у таких детей проходит один раз в две, иногда три недели и составляет в среднем от пяти до семи сеансов. Чтобы заниматься подобными проблемами, остеопат должен обладать знаниями педиатрии и неврологии, а самое главное – иметь качественную остеопатическую подготовку в течение не менее 3,5 лет после высшего медицинского образования.

 

Новый скачок логопедических проблем происходит в пять-шесть лет, из-за нагрузки по подготовке к обучению в школе. В этот же период происходит смена зубов, это увеличивает нагрузку на твердое нёбо и может вновь появиться или проявиться повышенный тонус языка. И в этом возрасте остеопатия может существенно помочь ребёнку, но коррекция будет происходить дольше, чем в раннем возрасте.
Безусловно, можно сказать, что речевое развитие ребёнка не является жизненно важным, однако, – это существенный показатель уровня психомоторного развития ребенка и его здоровья в целом!

 

 

статью подготовила Егорова Ирина Анатольевна (д.м.н., профессор,

главный врач Центра остеопатической медицины "OSTEO",

директор Института Остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова).

Наши услуги

ТЭГи

остеопатия, гомеопатия, логопедия, психотерапия, психология, остеопат в спб, гомеопат в спб, логопед в спб, психотерапевт в спб, детский остеопат, детский остеопат в спб, healing dance, индивидуальные стельки, йога на плотах